Исторический контекст
Попытки зафиксировать электронный голосовой феномен (Electronic Voice Phenomenon, EVP) берут начало в начале XX века на фоне увлечения спиритизмом и техническим прогрессом. Ещё в 1920 году известный изобретатель Томас Эдисон заявил в интервью, что работает над сверхчувствительным прибором, способным улавливать сигналы от личностей, «покинувших наш мир» [1]. Эдисон предполагал, что если сознание продолжает существовать после смерти, то с помощью научного устройства (а не методов медиумов) можно попытаться зарегистрировать его проявления. Позднее стали известны его личные записи, в которых Эдисон описывал попытки создать такой аппарат, названный им «духофоном» [1]. В конце 1870-х он даже заключил с коллегой У. У. Динуидди своеобразный «пакт»: тот из них, кто умрёт первым, постарается передать сигнал другому с того света. Эдисон верил, что призраки способны сохранять память и интеллект, и надеялся сделать их голос слышимым при жизни с помощью технологии [1].
В 1930-х годах появились сообщения, что военные радисты в Скандинавии во время полётов слышали в наушниках странные голоса, которые нельзя было отнести к известным радиопередачам [2]. Например, в Швеции и Норвегии пилоты сообщали о чужих голосах в эфире, и поначалу это списывали на вражеские передачи, хотя речь звучала на неизвестных смешанных языках [2]. После Второй мировой войны никаких данных о секретных трансляциях не обнаружилось, а голоса в эфире продолжались, оставаясь необъяснимыми из-за своей краткости и быстроты, не позволявшей их изучить [2].
Первым документально зафиксированным примером возможного EVP считается случай 1901 года, когда американский этнограф Вальдемар Богарас совершал экспедицию в Сибирь. Он записывал на фонограф шаманский камлание у чукотского народа и был поражён: в темноте комнаты раздались голоса, источник которых нельзя было определить. Они говорили на смеси невнятного английского и русского прямо поверх звуков бубна и пения шамана [3]. При воспроизведении записи на цилиндре выяснилось, что помимо голоса самого шамана и стука бубна фонограф отчётливо запечатлел посторонние речи, как будто некие невидимые собеседники говорили в рупор устройства рядом с шаманом [3].
В 1910 г. бразильский изобретатель-священник Роберто Ландель де Моура, пионер радиосвязи, якобы создавал коробочку, в которую говорил – и оттуда раздавались ответы (подробности он скрывал, учитывая отрицательное отношение церкви) [3]. В 1925 г. исследователь Оскар д’Аргонель опубликовал книгу «Голоса из загробного мира по телефону», где описывал свои сеансы связи по телефону с некими духами. Однако доказательность этих ранних сообщений невысока – они базировались на субъективных рассказах. Лишь с появлением приборов звукозаписи стало возможно сохранять загадочные голоса на носителях для последующего анализа.
Американский фотограф Аттила фон Сзалай в 1930–1940-х годах оказался одним из первых, кто целенаправленно экспериментировал с записью предполагаемых голосов умерших. Около 1941 года он пытался зафиксировать загадочные голоса с помощью самодельного дискового звукозаписывающего аппарата (рекордера на 78 об/мин). Попытки были частично успешны – Сзалай сообщал, что на пластинках прослушиваются неясные фразы, напоминающие речевые обращения [4]. Позднее, в 1956 году, он перешёл на более современный носитель – магнитофон (проводной рекордер). В сотрудничестве с исследователем Раймондом Бэйлесом ему удалось записать несколько таинственных звуков и голосовых фрагментов, которых не было слышно в момент записи в комнате. В 1959 году Сзалай и Бэйлес опубликовали статью о своих результатах в Journal of the American Society for Psychical Research [4]. В числе первых зафиксированных сообщений фигурировали бессмысленные на первый взгляд фразы на английском, например: «This is G!», «Hot dog, Art!» и поздравление «Merry Christmas and Happy New Year to you all» [8].
Почти параллельно необычное явление было зафиксировано и в Европе. 15 сентября 1952 года два католических священника – отец Пеллегрино Эрнетти (Pellegrino Ernetti), физик и музыкант, и отец Агостино Джемелли (Agostino Gemelli), президент Папской академии наук – проводили в Ватикане запись церковного хорового пения на магнитофон (по другим сведениям, на проволочный диктофон). Во время записи постоянно обрывалась проволока/плёнка, и разгневанный неудачами о. Джемелли воскликнул: «Отче, помоги мне!» – обращаясь к своему покойному отцу. Каково же было их изумление, когда при прослушивании записи они отчётливо услышали ответ мужским голосом: «Конечно, я тебе помогу. Я всегда рядом». Узнав знакомое прозвище «Zucchini», которым отец звал его в детстве, Джемелли понял, что голос принадлежит именно его покойному отцу [5].
Сам термин «феномен электронного голоса» (Electronic Voice Phenomenon) утвердился чуть позднее. В 1959 году шведский кинорежиссёр и художник Фридрих Юргенсон случайно обнаружил необычные голоса на своих полевых записях. Юргенсон записывал пение птиц на природе с помощью катушечного магнитофона и внешнего микрофона. Прослушав плёнку, он помимо птичьих трелей услышал мужской голос, комментирующий «пение птиц ночью», а затем узнал голос собственной покойной матери, нежно зовущей его по детскому прозвищу («Friedel, mein kleines Friedel, kannst du mich hören?») [6]. Юргенсон был уверен, что во время записи поблизости не было людей, а содержание фразы про птиц не соответствовало никаким радиопередачам того дня [6].
Потрясённый открытием, он принялся целенаправленно экспериментировать с магнитофонными записями. За последующие несколько лет (1959–1963) Юргенсон сделал сотни записей, на которых, по его утверждению, проявились разнообразные «голоса из потустороннего мира». Он устраивал прослушивания для журналистов и учёных, вызывая большой интерес публики [6].
Константин Раудиве, латвийский психолог, в 1965 году познакомился с Юргенсоном в Швеции и вдохновился его результатами [7]. Изначально настроенный скептически, Раудиве вскоре стал одним из самых активных исследователей EVP в 1960–1970-х годах. Он применил более строгий подход: разнообразил методы записи и вел систематический учёт сообщений. Раудиве утверждал, что в течение нескольких лет сделал более 100 000 аудиозаписей, на которых выявил тысячи непонятных голосовых фраз, исходящих, по его мнению, от «развоплощённых духов» умерших людей [7]. Некоторые опыты проводились в условиях радиочастотного экранирования, и тем не менее на плёнках появлялись чёткие слова и фразы, происхождение которых трудно было объяснить помехами или случайным шумом [7]. Раудиве разработал несколько методов связи (через микрофон, через приёмник между станциями, через специальный диодный детектор и др.) и утверждал, что интеллект источника сообщений подтверждается их содержанием. Например, многие фразы, по его наблюдениям, были многослойными, составленными из слов на разных языках или с необычной скоростью речи. Раудиве называл такие черты отличием потусторонних голосов, указывая, что у «сущностей нет гортани, поэтому они формируют слова по иным законам» [12]. В 1968 году он издал свою знаменитую книгу «Unhörbares wird hörbar» («Неслышимое становится слышимым»), а затем выпустил и вторую – «Радиоконтакт с усопшими» [7]. В 1973 году вышла вторая книга Раудиве, а в 1975-м, уже после его смерти, – третья. Явление EVP получило также название «голоса Раудиве», подчёркивающее вклад этого исследователя.
Открытия Юргенсона и Раудиве вызвали резонанс во всём мире. В разных странах появились последователи, экспериментировавшие с магнитофонами и радио. Например, Марчелло Баччи в Италии с конца 1960-х годов практиковал «прямую радиосвязь»: на сеансах он настраивал ламповый радиоприёмник на пустую волну, и из динамика раздавались голоса, которые присутствующие считали голосами умерших родственников. Эти сеансы многократно наблюдались свидетелями. В 2000-х годах итальянский физик проф. С. Феста специально исследовал феномен у Баччи и не обнаружил технического мошенничества. Он отметил: «Одно можно сказать наверняка: феномен голосов возникает только в присутствии Баччи. Какова же роль медиума?» [8].
В 1970-е годы терминология явления расширилась. Немецкий физик Эрнст Сенковски предложил понятие «инструментальная транскоммуникация» (ITC) для обозначения любых способов связи с иным измерением с помощью технических средств [2]. Это включало не только аудиосвязь (EVP), но и визуальные методы, сообщения через компьютер и т.п. Случаи ITC начали фиксироваться с развитием электронной техники. Так, в 1980-е экспериментаторы из Люксембурга, супруги Жюль и Мэгги Харш-Фишбах, заявляли о приёме не только голосов, но и видеосигналов от «мира духов» с помощью комплекса радио- и телевизионной аппаратуры. В 1986 году в Люксембурге ими была основана лаборатория CETL по исследованию транскоммуникации, и в том же году, как утверждалось, получено первое видеопослание – на доли секунды в эфире появилось лицо умершего коллеги [12]. Группа CETL даже сообщала о существовании некой станции «Временной поток» в ином мире, откуда знаменитые ушедшие учёные пытаются выйти на связь с Землей [12]. Хотя эти заявления крайне спорны и не подтвердились независимыми источниками [12], они свидетельствуют о широкой популярности идеи инструментальной связи с «тонким миром» к концу XX века.
Пик популярности самого феномена EVP пришёлся на 1980-е годы, когда о нём узнали даже за пределами узкого круга исследователей. В 1982 году в США энтузиастка Сара Эстеп основала Американскую ассоциацию EVP (AA-EVP) – некоммерческую организацию, посвящённую обмену опытом записи «голосов» и обучению стандартным методикам их фиксации [9]. Эстеп сама начала записи ещё в 1976 г. и утверждала, что за годы работы получила сотни сообщений, в том числе от умерших друзей и даже от внеземных существ [9]. Ассоциация ввела классификацию EVP по качеству: класс A – разборчивые фразы, понятные без обработки; класс B – слышен голос, но содержание неясно; класс C – едва различимые фонемы, требующие усиления и остающиеся сомнительными.
С развитием цифровых технологий феномен получил новое дыхание. Если ранее основными инструментами были аналоговые магнитофоны, то с 1990-х годов на смену им пришли цифровые рекордеры, компьютерные программы и специализированные гаджеты для охоты за привидениями. Однако суть EVP осталась прежней – спонтанное появление на аудиозаписи фрагментов речи, не слышимых в момент записи. В 2000-х годах появились устройства реального времени, пытающиеся установить двухсторонний контакт. Одним из первых стал «Spiricom» – электронный комплекс, сконструированный американцем Уильямом О’Нилом в 1979–1980 годах. Spiricom состоял из генераторов тона, излучающих набор из 13 постоянных тональных сигналов, охватывающих частоты человеческого голоса [9]. По заявлениям О’Нила, некий умерший учёный поэтапно «диктовал» ему схему устройства во время медиативных сеансов [9]. В 1982 году на пресс-конференции в Вашингтоне О’Нил заявил, что с помощью Spiricom ему удалось вести диалог с духом, и опубликовал схему прибора для повторения другими исследователями [9]. Однако, несмотря на ряд попыток, никому больше не удалось воспроизвести успешный результат – ни одна независимая копия Spiricom не зафиксировала явных голосов. Сам О’Нил пояснял это тем, что для работы системы требуются его экстраординарные медиумические способности, дополняющие электронику [9].
Ещё одно примечательное изобретение – так называемая «Коробка Франка» (Frank’s Box), созданная радиолюбителем Фрэнком Сампсоном в 2002 году. Это портативное устройство, сочетавшее генератор шума и модифицированный радиоприёмник. Приёмник непрерывно сканировал радиодиапазон, перескакивая по частотам и выхватывая случайные фрагменты эфира – обрывки слов, музыкальные ноты, шумы [10]. Идея состояла в том, что из этих хаотичных кусочков эфира некая сущность может «составлять» осмысленные ответы в реальном времени. Frank’s Box позиционировался как средство прямого общения с духами и получил распространение среди охотников за привидениями. Однако скептики сразу указывали, что воспринимаемые ответы субъективны – мозг сам складывает слова из случайного потока (эффект парейдолии) [10]. По сути, «коробка» – это современный электронный аналог спиритической доски «oui-ja» [9].
В последние два десятилетия появились и другие специализированные приборы для предполагаемого детектирования духов. Например, устройство Ovilus и сходные с ним (Paranormal Puck и др.) вовсе не записывают голос, а генерируют речь на основе показаний датчиков. В Ovilus заложен электронный словарь; прибор измеряет изменения электромагнитного поля, температуры, влажности и т.п. и алгоритмически выбирает слова, которые, как предполагается, «духи» хотят передать, воздействуя на окружающую среду [11]. Таким образом, от фонографа и радио человечество дошло до цифровых и программных методов – феномен EVP эволюционировал вместе с технологиями.
Устройства, применявшиеся для EVP
Записывающая аппаратура лежит в основе феномена EVP, и её развитие определяло методы получения «электронных голосов». Ниже приведён перечень основных типов устройств, применявшихся исторически для фиксации загадочных голосов:
-
Механические и аналоговые звукозаписывающие приборы. В начале XX века это были фонографы на восковых цилиндрах (как у Богараса в 1901 г.), позднее – пластинковые рекордеры (дискографы) и проводные диктофоны. Эти устройства записывали звук непрерывно, без фильтрации, что позволяло случайным шумам или помехам оставаться на носителе. Аттила фон Сзалай в 1940-х использовал латунный диск для записи, а затем перешёл на проволочный магнитофон – оба прибора зафиксировали аномальные голоса в условиях тихой комнаты [4]. В 1950–1960-х годах получили распространение бобинные (катушечные) магнитофоны, записывающие звук на магнитную ленту. Юргенсон и Раудиве работали именно с такими – портативными катушечными магнитофонами с внешним микрофоном. Преимущество ленты – длительная запись и возможность прослушивания в замедленном режиме или по кругу. В 1970-х появились кассетные магнитофоны, которые также активно применялись энтузиастами EVP.
-
Радиоприёмники и радиотехнические схемы. Ещё один ключевой прибор – это радио. Ещё в 1930-е годы отмечались случаи появления голосов в радиошуме (как у скандинавских лётчиков). Раудиве одним из первых систематически использовал радио: он настраивал приёмник на незанятую частоту (между станциями), так что из динамика шёл сплошной шум эфира, и подключал выход приёмника к магнитофону [12]. На записи среди шума затем выявлялись короткие фразы. Предположительно, голос может модулировать радиошум или встраиваться в него. Другой приём – диодный детектор: простейший радиоприёмник без настроечной цепи, состоящий из диода, подключённого к усилителю. Диод улавливает широкий спектр электромагнитных колебаний, давая на выходе как бы «белый шум». Раудиве применял диодный метод, пытаясь исключить попадание реальных радиостанций. Вакуумные ламповые приёмники с ручной настройкой также использовались (например, у Марчелло Баччи). Ламповое радио с большим динамиком, дающее тёплый шум, по отзывам, нередко «проявляло» голоса особенно отчётливо. В 1980-е появились эксперименты с телевизионным сигналом: некоторые исследователи подключали аудиовыход телевизора, настроенного на несуществующий канал, к акустике и фиксировали возможные звуки.
-
Специализированные электронные устройства для общения. Начиная с Spiricom О’Нила (1980), конструкторы пытались создать аппараты, оптимизированные под «диалог» с иным измерением. Spiricom, как отмечалось, генерировал набор постоянных тонов – предполагалось, что дух сможет использовать их как «материал» для формирования собственных слов. Ghost Box (спиритический радио), начиная с «Коробки Франка» (2002), – это портативный сканирующий приёмник: в отличие от стационарного шума, он пробегает по радиочастотам, выдавая обрывочные звуки [9]. Считается, что при таком сканировании повышается вероятность «попасть» в нужный сигнал или создать звуковую матрицу, удобную для манипуляции сверхъестественной силой. Диктофоны реального времени – устройства, позволяющие записывать и тут же воспроизводить звук с небольшим отставанием, – тоже применяются в сеансах EVP. Современные гаджеты наподобие Ovilus идут ещё дальше, пытаясь заменить сам голос анализом окружающей среды и синтезом речи. Также существуют программы для компьютеров и смартфонов, которые генерируют случайные фонемы или шумы – их разработчики утверждают, что с их помощью духам легче «сконструировать» послание. Однако научных подтверждений эффективности таких новинок нет, и они воспринимаются скептиками как атрибуты популярной «охоты на привидений».
Важно отметить, что характеристики устройств (частотный диапазон, чувствительность микрофона, наличие автоподстройки усиления и фильтров и т.д.) могут влиять на результаты. Например, старые аналоговые магнитофоны обладали широкой полосой пропускания и могли записать радиопомехи или сигналы в ультразвуке, которые при воспроизведении дают неожиданные эффекты. Цифровые диктофоны, напротив, часто подавляют шумы и имеют порог срабатывания, что может уменьшать количество «артефактов».
Методы записи и анализа EVP
Методики получения EVP эволюционировали вместе с устройствами. Первые энтузиасты действовали во многом интуитивно, но со временем выработались несколько основных подходов:
-
Фоновый шум как среда для голосов. Практика показала, что совершенно тихая обстановка не всегда оптимальна для появления EVP. Юргенсон, Раудиве и другие обнаружили: если в помещении есть монотонный фон (шелест, гул, радио-шум), то на записи голоса проявляются чаще и отчётливее [12]. Поэтому классический метод – «микрофон + шум». В комнате ставится источник белого шума (например, шипящий динамик незатюнингованного радио, работающий вентилятор, даже льющаяся вода), и рядом устанавливается микрофон, подключённый к магнитофону. Исследователь может задавать вопросы вслух или мысленно, делая паузы для ответов, – предполагается, что сущность воспользуется шумовым фоном, чтобы модулировать в нём свой голос. Затем лента перематывается и прослушивается в поисках ответов. Раудиве именно так систематически и работал, называя радио-шум «carrier» – несущей средой для голосового феномена.
-
Метод прямой записи (без внешнего шума). Другой подход – пытаться записать прямой голос, не подкреплённый никаким дополнительным звуковым фоном. В этом случае используют высокочувствительный микрофон в полностью тихом помещении или даже звукоизолированной кабине. Ожидается, что на записи могут проявиться едва слышные шепотки или слова. Случай 1952 г. с голосом отца Джемелли был как раз спонтанно получен на такой записи. Многие исследователи EVP оставляют диктофон на ночь в пустой комнате или на кладбище, надеясь, что в тишине на плёнке «проявится» посторонний голос [7].
-
Диалог через радиоэфир. Этот метод распространён в кругах практиков ITC: настроить радиоприёмник на помехи или дальний еле слышный сигнал и слушать в реальном времени, задавая вопросы. Такой «сеанс» похож на спиритический, только медиумом выступает радио. Марчелло Баччи приглашал людей в свою лабораторию, где из динамика лампового радио раздавались голоса, часто прямо отвечающие на вопросы собравшихся.
-
Тональный метод (Spiricom). В случае устройства Spiricom методика заключалась в двустороннем общении: оператор говорил в пространство, а из динамика прибора якобы отвечал электронно-модулированный голос духа. Здесь запись шла непрерывно, фиксируя и вопросы и ответы. В экспериментах О’Нила с Spiricom, по его словам, удавалось обсуждать сложные темы с собеседником из иного мира. Записи этих диалогов публиковались – на них раздаётся механический гудящий голос, отвечающий на реплики О’Нила [9].
-
Сканирование и случайные фрагменты речи. Метод Frank’s Box – это отдельный вариант: вместо непрерывного шума используется быстрое переключение каналов, так что возникают обрывки слов и звуков. Теоретически сущность может остановить сканирование в нужный момент или составить ответ из кусков разных передач. Практически оператор задаёт вопрос и слушает хаотичный поток из устройства, стараясь уловить осмысленную фразу. В сообщениях о работе Ghost Box часто присутствует субъективный элемент: один и тот же записанный сеанс разные слушатели могут расшифровать по-разному [10].
-
Программные техники и анализ на компьютере. С развитием ПК появились специальные программы, такие как EVPmaker. EVPmaker берет записанный человеческий монолог и случайным образом нарезает его на короткие фонемы, которые затем проигрываются в случайном порядке как звуковой фон. Получается бормочущий «глоссолалический» поток. Исследователь задаёт вопросы и записывает этот поток. Анализ таких сессий проводится визуально: запись загружается в аудиоредактор, просматривается спектрограмма, замедляется или ускоряется воспроизведение, фильтруются частоты.
-
Расшифровка и верификация сообщений. Неотъемлемая часть работы с EVP – интерпретация записанного. Как правило, сразу после сеанса оператор прослушивает запись несколько раз, пытаясь уловить скрытые слова. Нередко паранормальные исследователи проводят коллективные прослушивания: несколько человек независимо записывают, какие фразы они расслышали, и затем сравнивают результаты. Часто в отчётах упоминается, что интерпретации разнятся. Известен случай, когда один из энтузиастов прислал свою EVP-запись десяти коллегам и получил десять разных вариантов того, что «говорит» голос. В научной среде проводились эксперименты по слепому прослушиванию EVP – записи прослушивались экспертами-фонетиками, которые заключали, что разобрать чёткие фразы невозможно [13]. Другой аспект – языковой: обычно человек «слышит» EVP на знакомом ему языке, то есть «подстраивается» под сознание оператора [15].
Научные исследования и оценки
Научный подход к феномену электронных голосов всегда сопровождался спорами. С одной стороны, ряд инженеров, психологов и даже священнослужителей по всему миру в разное время проявляли интерес к EVP и проводили эксперименты. С другой – основное научное сообщество воспринимает EVP критически, относя его к области парапсихологии или даже псевдонауки.
Уже первые «пионеры» EVP пытались заручиться мнением специалистов. Фридрих Юргенсон отправлял свои записи экспертам по аудиотехнике. В 1960-е годы в Швеции и Германии проводились несколько сеансов в присутствии учёных и техников. Например, профессор Ханс Бендер, возглавлявший Институт парапсихологии во Фрайбурге, в начале 1970-х организовал серию экспериментов с участием Раудиве. В лаборатории Бендера, экранированной от радиоэфира, Раудиве сумел записать несколько загадочных голосовых фрагментов [7]. Бендер отнёсся к феномену открыто, хотя и осторожно, признавая, что пока нет убедительного объяснения происхождения этих голосов. В Великобритании интерес проявило Общество психических исследований (SPR). В 1970 году исследователи Д. Эллис и Д. Уотсон изучили записи Раудиве и даже пригласили его в Англию для демонстрации. В ходе эксперимента Раудиве действительно записал неясную фразу, которую интерпретировал как латинскую считалку – однако британские эксперты не сочли результат доказательным.
В 1980-е известный парапсихолог Д. Скотт Рого вместе с Р. Бэйлесом изучал родственное явление – телефонные звонки от умерших – и выпустил книгу «Phone Calls from the Dead» (1979). Они собрали свидетельства людей, утверждавших, что им звонили давно умершие близкие [14].
Одним из наиболее целенаправленных научных исследований EVP стала работа канадского психолога Имантса Барушса в Университете Западного Онтарио. Он провёл в 1997–1999 годах серию контролируемых экспериментов: радиоприёмник настраивали на пустую частоту, записывали часы шума, а затем записи прослушивали на предмет аномальных звуков. Барушс сообщил, что найденные фрагменты хоть и напоминают голос, но их количество и содержание не позволяют утверждать об общении с разумной сущностью [13].
Сторонники феномена объясняют EVP тем, что человек воспринимает голос на своём языке – то есть «дух подстраивается» под оператора, что приводит к многолингвизму записей [15]. Скептики же указывают на эффект ожидания и апофению: наш мозг склонен распознавать знакомые паттерны даже в случайном шуме [15].
Тем не менее, феномен продолжает привлекать интерес энтузиастов и отдельных учёных. В разных странах существуют группы, изучающие EVP, публикуются книги и статьи на разных языках, а интерес к феномену остаётся высоким – от исследований Юргенсона и Раудиве до современных цифровых экспериментов.
Источники
- Эдисон и "духофон". Томас Эдисон о планах создать устройство для связи с умершими – публикация Lenta.ru со ссылкой на архивные записи изобретателя (Томас Эдисон пытался создать телефон для общения с мертвыми: Lenta.ru). Также см. интервью Эдисона в American Magazine (1920) (Atlas Obscura).
- Voices in the Air (1930s). Стенограмма эпизода подкаста Strange Phenomenon о первых сообщениях голосов в радиоэфире Скандинавии (Strange Phenomenon).
- Запись шаманского обряда, 1901. Haunted Spots Blog – описание эксперимента В. Богараса в Сибири (1901) (Haunted Spots Blog).
- Attila von Szalay & Bayless, 1956–59. Haunted Spots Blog – упоминание экспериментов фон Сзалая с записью голосов (Haunted Spots Blog).
- Случай о. Джемелли, 1952. Haunted Spots Blog – подробное описание инцидента с записью голоса покойного отца священника Джемелли (Haunted Spots Blog).
- Фридрих Юргенсон, 1959. Статья в русской Википедии «Феномен электронного голоса» – история открытия Юргенсона (Википедия).
- Константин Раудиве, 1960-е. LATGO.lv – биография Раудиве, масштаб экспериментов и лабораторные сессии (LATGO.lv).
- Марчелло Баччи, 1960–2000-е. Enigmose.com – описание сеансов Баччи с ламповым радио и отчёт проф. Фесты (Enigmose.com).
- Spiricom, 1980. Wikipedia – описание устройства Spiricom О’Нила (Wikipedia).
- Frank’s Box, 2002. Haunted Spots Blog – принцип работы «коробки Франка» (Haunted Spots Blog).
- Ovilus и современные приборы, 2010-е. Haunted Spots Blog – информация об устройствах Ovilus и Paranormal Puck (Haunted Spots Blog).
- Методы Раудиве. Японская Википедия – статья 電子音声現象 (Wikipedia).
- Imants Barušs, 1997–2001. Статья в Journal of Scientific Exploration (пересказ по Википедии) (Wikipedia).
- Критический обзор. LATGO.lv – обзор экспериментов Раудиве и критика результатов (LATGO.lv).
- Парейдолия и “аудио-Роршах”. Русская Википедия – раздел о психологических объяснениях феномена EVP (Википедия).
- Обзор на русском языке. UFOCOM – «Феномен электронных голосов – анализ» (2010) – российский взгляд на историю EVP.